Страничка музыкального руководителя
Игры, развивающие музыкальное творчество детей
Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые пять лет жизни ребенка.
Позднее обучение звуковой дифферентации будет затруднительным, и ребенку будет намного труднее распознавать звуки по высоте и по тону. Таким образом, именно в этот период имеет смысл вооружать ребенка музыкальными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Один из лучших музыкальных инструментов для формирования музыкальных способностей - ксилофон. Постарайтесь остановить свой выбор на инструменте с деревянными пластинами. Качество звучания очень важно, так как любая фальшивая нота или аккорд мешают музыкальному развитию ребенка.
1. Ребенок сидит рядом и внимательно наблюдает, как медленно и отчетливо взрослый ударяет по пластинке ксилофона. Попросите малыша показать пластинку, по которой вы только что ударили. Если это окажется трудным для него, попробуйте снять большинство пластинок ксилофона, оставив несколько. Лучше всего начать обучение со средней «си».
2. Теперь ударьте по пластинке, звук которой выше, и проверьте, сможет ли ребенок ее вам указать. Спросите его, одинаково ли звучали нотки. Чтобы помочь ему, проиграйте их еще раз, но не более четырех раз подряд.
3. Когда малыш научится различать звуки по высоте, настанет черед для музыкального стана. Для образности можно смастерить лесенку со ступеньками. Они должны быть достаточно большими, чтобы поместился игрушечный медвежонок или любая другая игрушка ребенка. Для этой цели можно также использовать обычную лесенку или ступеньки. Пусть ребенок перемещает медвежонка, начиная с нижней ступеньки, проходя поочередно через все. На каждую ступеньку приходится одна нотка. Одновременно с передвижением игрушки вы начинаете играть с нижней нотки, не пропуская ни одной, доходите до самой верхней. Повторите эту забаву вместе с ребенком несколько раз. Затем используйте этот прием в новой игре, но начиная уже с верхней нотки и постепенно спускаясь вниз. И, наконец, попробуйте перепрыгивать с медвежонком с верхней на среднюю и наоборот.
4. Самое сложное задание для ребенка - найти для медвежонка ту ступеньку, которая бы соответствовала звуку пластинки, по которой вы ударяете. Это достаточно трудное задание, даже если ребенок видит, по какой именно пластинке вы ударили. Можно облегчить это задание для ребенка, предварительно разрисовав соответственно ступеньки и планочки в разные цвета или расклеив картинки на них. Чередуйтесь с малышом в выполнении этих заданий. Дополнительно можно пропевать нотки. Наряду с умением различать звуки по высоте, важно научить ребенка различать качество звучания.
Здесь может пригодиться ксилофон. Вам нужно лишь изготовить несколько молоточков из различных материалов — дерева, пробки, резинки, металла и т.д. С их помощью, меняясь ролями с ребенком, вы можете угадывать, какой именно молоточек ударил только что по пластинке ксилофона.
Домашний оркестр
Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Любой музыкальный инструмент для малышей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснить свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных дошколятам музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес малышей к занятиям музыкой.
Использование самодельных инструментов и бытовых предметов развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха.
Дети не только очень любят играть на самодельных инструментах, но и придумывают для них интересные названия. Сделать такие инструменты очень легко, а сколько радости вы, уважаемые папы и мамы, доставите своему малышу, создавая вместе домашний оркестр. Домашнее музицирование позволит вам ощутить радость общения с ребенком, радость сотворчества. Вам предоставляется прекрасная возможность показать ему, что вы тоже стараетесь, делая что-то вместе.
«Бульки».В стаканчик из-под сметаны, наполненный на 1/3 водой, вставляется соломка. Ребенок дует в соломку и радуется «булькам», являясь создателем «музыки воды».
«Кастаньеты». Вдвое сложенный плотный картон. На обе внутренние стороны наклеиваются металлические крышечки. Звук извлекается путем сжатия «чудо – кастаньеты» в руках ребенка.
«Кастаньеты для пальчиков».Нужно взять две большие пуговицы, через «ножку» каждой продевается резинка и завязывается на узел так, чтобы получившуюся петельку можно было надеть на первый и третий пальцы.
«Колотушка – барабанчик». Соединить 2 колпачка от монтажной пены клейкой лентой, чтобы получился цилиндр на «ножке», предварительно положив внутрь шарик от дезодоранта или металлические крышечки. Колотушка готова, если по ней постучать палочкой (можно для этой цели использовать колпачок от ингалипта), она уже превратится в барабанчик.
«Звенелки – молоточки». Из алюминиевой проволоки необходимо сделать каркас в виде молоточка. Металлические крышки с проделанными в них отверстиями, нанизываются на верхнюю часть молоточка. Проволочная ручка вставляется в пенопласт, который можно закрепить клейкой лентой, украсить яркой самоклеящейся бумагой.
«Шелестелочки». Пуговички нанизываются в любом количестве на тесьму, получаются браслетики. Дети с удовольствием танцуют с ними.
«Песни моря». У картонной трубы заклеить отверстия, предварительно наполнив ее пшеном и горохом. Чтобы услышать «Песни моря» нужно медленно переворачивать трубу, сочетание в одном инструменте двух наполнителей создает эффект перекатывающихся камешков на морском берегу. Чем длиннее будет труба, тем дольше слышатся перекаты – «песни моря».
«Песни моря». У картонной трубы заклеить отверстия, предварительно наполнив ее пшеном и горохом. Чтобы услышать «Песни моря» нужно медленно переворачивать трубу, сочетание в одном инструменте двух наполнителей создает эффект перекатывающихся камешков на морском берегу. Чем длиннее будет труба, тем дольше слышатся перекаты – «песни моря».
«Трещотка» или «Цветной заборчик» создается из старых фломастеров, которые закрепляются на подставке для карандашей. Играть «глиссандо» на инструменте можно колпачком от фломастера.
«Колокольчик». Для него потребуются пуговицы разного размера, монетки или бусинки, бутылочка из-под минеральной воды. На нити нанизываются пуговицы или бусинки, или прикрепляются клейкой ленто монетки, затем концы ниток закрепляются вверху под крышкой бутылочки – колокольчик готов.
«Бубен». В коробке из-под конфет напротив друг друга шилом проделываются отверстия, через которые протягиваются резинки с надетыми на них металлическими крышечками, затем резинки снаружи закрепляются узлом. Если вместо металлических крышечек использовать для изготовления инструмента пластмассовые, то звук получается «квакающий».
«Квакушка». На проволоку надеваются кости от счетов или пластмассовые крышечки с отверстием посередине, проволока закрепляется на разных сторонах ручки от майонезного ведерка.
«Барабанчики с двумя голосами» получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.
«Музыкальные резинки – шуршики». Этот многофункциональный инструмент используется как щипковый, щуршалочка, барабанчик. На стаканчик от йогурта надевается резинка, снизу под резинку продеваются нити из цветного целлофана.
«Трещалки». На полоски плотного картона наклеиваются в ряд 3-4 половинки скорлупы от грецких орехов. При игре используется 2 трещалки. Можно играть на них, делая скользящие движения вверх-вниз и прямые «хлопушки».
«Бренчалочка». На металлическое кольцо надеваются украшенные металлические бигуди, ключики. На таком инструменте можно проиграть, например, стихотворение про лошадку.
«Шелестящий ветерок». Собранная в пучок («султанчик») лента от видеокассет закрепляется клейкой лентой на палочке или пришивается к трубочке, сделанной из разрезанной широкой части пластиковой бутылки. С этим инструментом можно и танцевать, и в оркестре играть, озвучивать стихи, сказки, рассказы, образы природы.
Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т.п. Все эти инструменты ваши малыши могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.
Творите, фантазируйте, проявляйте смекалку, и вы увидите, как загорятся счастьем глаза ваших детей.
Развиваем у детей чувство ритма
Развиваем чувство ритма у детей
Для развития чувства ритма, умения передавать несложный ритмический рисунок, использую ударные инструменты. Исполняя попевку «Петушок», предлагаю сыграть оркестром на бубнах, ложках, погремушках.
В средней группе предусматривается игра на ксилофоне. У дошкольников развивается мелодический слух, чувство ритма и музыкальная память. В ходе игры дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки ксилофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала ребята учатcя точно воспроизводить ритм. Для этого предлагается прохлопать ритмический рисунок попевки. Дети учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять, не опережать и не отставать.Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать свою партию, дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки.
Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В средней группе во время игры на ксилофоне требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию. В старшей необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать иргу. Ребята играют на музыкальных инструментах по одному, а затем небольшими группами. Исполнение осуществляется на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.
В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик», у детей развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поём попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Дошколята предлагают к исполнению на ксилофоне полюбившиеся народные мелодии, включают в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, бубны, получается оркестр.
Дети подготовительной группы владеют такими инструментами как: ксилофон, гусли, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и другие инструменты.Перед дошкольниками ставятся задачи: научиться играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность. Во время знакомства с русскими народными песнями, предлагаю
детям назвать инструменты, которые могут использоваться во время исполнения этих песен кроме ксилофона.
10 советов музыкального руководителя
10 советов музыкального руководителя родителям
- Пусть в вашем доме царит дух любви и уважение к музыке.
- Постигайте музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке-лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребёнка.
- Пусть музыка будет желанным и почётным гостем в вашем доме.
- Пусть у ребёнка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организоваць семейные оркестры.
- Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор-враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если её слушать.
- Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребёнка со всей серьёзностью, и вы обнаружите, что добились очень много во всём, что связано с его правильным воспитанием.
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллектуальных, творческих музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
- Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.Для этого потребуется время и терпение.
- Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
- Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный»,если вы ничего не сделали для того,чтобы эту музыкальность у него развить.
Мы в соцсетях & RSS